В областном Центре социально-психологической реабилитации детей на Стуса, 2б, более известном как приют «Свитанок», снова скандал. Со слов активистов, которые общаются с детьми, здесь жестоко наказывают воспитанников, бьют их и даже закрывают в карцере. В свою очередь руководство учреждения все отрицает, обвиняя общественников в давлении и подыгрывании чьим-то интересам, а главной целью всех интриг называют земельный вопрос.

 

Ситуация обострилась и перешла в публичную плоскость к концу сентября этого года. Четыре воспитанницы покинули центр, одна из которых по возвращению намеренно отравилась. После ее мама рассказала журналистам, что девочке не оказывали необходимую медицинскую помощь, а госпитализировали ребенка только после того, как женщина на этом настояла. На место событий прибыла и экс-патрульная, а ныне общественница Зоя Мельник, подтверждая слова родителя. В полиции заявили, что по данному факту открыли уголовное производство, после чего началась череда проверок с отстранением руководства центра, предает «Пушкинская».

Побывала на брифингах главных оппонентов в этой истории — активистки Зои Мельник и руководства приюта, для того, чтобы понять, как видят ситуацию две стороны конфликта. 

Зоя Мельник: детям в приюте нужна помощь

Активистка и бывшая полицейская давно занимается проблемами детского и семейного насилия в Одессе. Уже несколько месяцев она пишет в своих соцсетях о тех ужасных ситуациях, которые, по ее мнению, происходят с детьми в бывшем приюте «Свитанок». 28 октября она собрала пресс-конференцию, на которой в подробностях рассказала о происходящем.

С ее слов, Мельник поддерживает доверительные отношения с воспитанниками, знает об их проблемах и пытается им помочь. Как утверждает активистка, детей в бывшем приюте «Свитанок» систематически бьют, за любое неповиновение закрывают в карцер, отбирают мобильные телефоны, а за еженедельные побеги из учреждения пугают частной охраной, которая может также физически «перевоспитывать детей». Некоторым девочкам, утверждает Мельник, даже насильно остригли волосы в наказание за «плохое» поведение. Однако в качестве доказательств своим словам активистка приводит лишь слова воспитанниц и их родителей — фото или видеофиксации у нее нет.

«Их условиях приближенные к тюремным. Я бы даже сказала, что у заключенных больше прав, так как они, по крайней мере, могут обратиться к Уполномоченному по правам человека или в ЕСПЧ. А тут отбирают телефоны, сажают в карцер, по сути, все это незаконное лишение свободы ребенка, который ничего не совершил и сам является пострадавшим», — говорит она.

Зоя Мельник также отмечает, что руководство делает все, чтобы избежать последствий за многочисленные правонарушения в приюте.

«Там было изнасилование, дети травились алкоголем, но никто не понес наказание. Потому что у них (руководства - ред.) связи в райотделе и с ними они прекрасно общаются. То, что я сейчас слышу и от родителей, и от детей — там работают кумовья, сваты и друзья», — говорит Мельник и добавляет, что свои заявления о нарушениях в центре отправляла во многие инстанции, включая Офис президента и Генеральную прокуратуру. Однако никто пока с активисткой на связь не выходил.

«Давления на себя пока никакого не ощущаю, надеюсь, к счастью», — заключает она.

Отстраненное руководство центра: главная цель скандала — земельный вопрос

Следом за Мельник свою пресс-конференцию 29 октября провело отстраненное руководство центра — директор Инна Ищенко и ее заместитель Виталий Кондратюк. Временно исполняющий обязанности начальника к журналистам не вышел, а на каких основаниях Ищенко и Кондратюк публично выступают от лица приюта — непонятно. Они лишь пояснили, что находятся в центре как сотрудники учреждения и небезразличные к происходящему граждане.

С их слов, многое со слов активистки — надуманные вещи. Детей в учреждении никто не бьет, телефоны не отбирают, а в изолятор отправляют только новеньких при поступлении. Что касается насильственных стрижек, то утверждает Кондратюк, это была вынужденная мера от педикулеза, а волосы детям стригут только парикмахеры с соответствующим образованием.

«По тем фактам, которые излагает Мельник, ведется досудебное расследование. И как только следствие даст свои результаты, мы предоставим пояснения. Поэтому давайте сегодня дадим профессионалам сделать свои выводы и добыть те или иные факты. А так говорить можно все что угодно: про шокеры, карцеры и прочие вещи», — отмечает Кондратюк. 

О состоянии девочки, которая недавно заявила об изнасиловании, замдиректора ничего не рассказал, посчитав, что любая ситуация сегодня это дополнительная травма ребенку. Однако он подтвердил — воспитанница сейчас находится в больнице на лечении, но в какой именно не уточнил. 

Отстраненное руководство подтверждает, дети за последнее время сбегают часто, а основной причиной такого поведение становится банальное желание увидеться с родными, друзьями или просто «побыть на свободе». Если в течение часа детей не находят, воспитатели обращаются в полицию. Охранников для контроля ситуации в центре всего 2 и только один на смене. Сотрудники частной фирмы, о которой говорила Мельник и на действия которых жаловались ей дети, говорит Кондратюк, предоставляют свои услуги на благотворительной основе, но почему-то это официально не оформлено. О физическом давлении с их стороны на воспитанников они не знают. 

Также Кондратюк пожаловался, что в связи со скандалом из реабилитационного центра стали уходить воспитатели. Работники, говорит он, не могут работать в обстановке постоянного напряжения и оскорблений.

«Из 14 воспитателей осталось только 8», — констатирует Инна Ищенко.

Что касается видеофиксации происходящего, то она же добавляет – на сегодняшний день в центре работают всего две камеры: в компьютерном классе и на улице. Однако для безопасности и контроля ситуации этого недостаточно, но на большее количество попросту не хватает денег.

В заключение, начальство центра поясняет: провокации со стороны активистов возможно участились в связи с земельным вопросом. 

«Одна из основных версий (происходящего - ред.) — это территория, потому что других фактов я не вижу. Что меня смутило дополнительно: когда люди при погона задают запрос в службу не касаемый условий жизни детей, соблюдений их прав, а что же там с территорией у “Свитанка”? Какая разница сегодня полиции что с территорией приюта?», — прокомментировал Кондратюк. 

По завершению встречи, на которой также присутствовала Зоя Мельник, отстраненное руководство предложило активистке занять должность в центре или хотя бы чаще наведываться. Кондратюк утверждает, что  Мельник ни разу не была на территории реабилитационного центра.

Позиция ОГА: состояние детей — критическое и требует оперативного вмешательства

О том, что происходит в реабилитационном центре прокомментировали и в ОГА. Там отметили, что комментарии отстраненного руководства — личная позиция сотрудников, «которые не владеют информацией по поводу ситуации в приюте». В пресс-центре озвучили официальную позицию: в учреждение была направлена группа психологов, она изучила психоэмоциональное состояние воспитанников и персонала учреждения, которые в этот период находились в центре.  

«Они определили состояние детей как критичное и требующее оперативного вмешательства», — отметили в ведомстве. 

По их информации, за последний месяц территорию учреждения покинули 7-ро детей. Один из воспитанников находился в остром психологическом состоянии, 6-ро пребывали в учреждении более 9 месяцев. Таким образом нарушалось их право на воспитание в семье. 

«Кроме этого были обнаружены нарушения в условиях содержания, которые должны были гарантировать безопасность детей: в общих пространствах не было видеонаблюдения, а на окнах были установлены решётки. На данный момент в центре проходит комплексная проверка материально-технического состояния учреждения и персонала. Аналогичные проверки пройдут в других центрах реабилитации детей в течение 20 дней», — сообщили в пресс-службе ОГА со ссылкой на данные Службы по вопросам детей.

Напомним, в августе 2018 года приют «Свитанок» на улице Василия Стуса решили реформировать в Центр социально-психологической реабилитации детей. Случилось это после очередного скандала. В этом же месяце Зоя Мельник опубликовала видео, на котором 5-летняя воспитанница приюта рассказала, что её били старшие дети, воспитатель и нянечка. После этого всплыли и другие ужасающие факты из жизни воспитанников приюта, по которым обещали провести проверки прокуратура и полиция. Начальника областной службы по делам детей Аллу Кирияк после данного инцидента отстранили от должности, а вскоре она написала заявление об увольнении.