Одесский историк, педагог и краевед Дмитрий Жданов выпустил новую 4-ю книгу из серии Odesa incognita. Она посвящена развитию водоснабжения города из VX до XX столетия. 15 апреля в 13.00 в помещении Библиотеки Грушевского (ул. Троицкая 49/51) состоится презентация книги.

 

Отрывок из книги “История воды в Одессе: от Кочубиева до Днестровского водопровода”:
 
В истории города есть примеры, как питьевые колодцы использовали для незаконной добычи камня. В 1863 году в Одессе был введен первый официальный запрет на добычу камня в черте города. Но поскольку дело это было очень выгодным, особенно предприимчивые граждане пытались тайно его обойти. Известняк вырезали из питьевых колодцев, расположенных на придомовой территории. И при этом часто выходили за пределы своего домовладения на участки соседей, которые не хотели в один прекрасный день провалиться в горную выработку прямо у них под ногами. Поэтому при малейшем подозрении на незаконный промысел сразу же сообщали городские власти. В архиве известного одесского спелестолога Константина Пронина хранятся материалы двух жалоб, посвященных незаконной добыче камня из колодцев.
 
Одна из таких жалоб датирована июнем 1873 года. В ней соседи мадам Исакович (владелицы бани) сообщали, что свои дом и бани она соорудила из камня, нарезанного в каменоломне, устроенной в колодце. Прибывшие на место чины полиции действительно зафиксировали наличие каменоломни в колодце бань мадам Исакович, однако в окончательном рапорте указали, что камень в каменоломне нарезали еще до запрета 1863 года. Вторая жалоба от мещан Ивана Кубарева и Матрены Матвеевой о том, что Бернардо, проживающий в собственном доме на пересечении улиц Виноградной и Головковской, открыл на своем дворе колодец для добывания камня. При этом каменоломню он разместил вне своего жилища, подкопавшись под соседние дома.

Многочисленные подземные полости часто приводили к несчастным случаям. Так, в книге Л. Ф. Дерибаса есть упоминание о мине (штольню в известняках) на Херсонской улице, на месте которой во время дождя образовалась яма, заполненная дождевой водой. В эту яму провалилась лошадь извозчика, возвращавшаяся с Преображенской на Херсонскую. Слово «мина», вероятно, происходит от французского mine «шахта». Так в Одессе поначалу называли подземные выработки по добыче камня. Впоследствии слово «мины» вытеснили на не совсем точное «катакомбы».
 
Классические колодцы в Одессе практически не сохранились (обычно их переделывали в дождевые цистерны). Однако из-за нарушения гидроизоляции впоследствии часть цистерн снова превратилась в колодцы, заполненные водой четвертичного водоносного горизонта («верховодкой»). Известны случаи, когда из такого колодца-цистерны пытались откачать воду, однако из этих попыток ничего не получалось: вода в колодце-цистерне не спадала. Чаще всего колодцы можно увидеть на Пересыпи и в пригороде.
 
Но на Молдаванке и Слободке сохранилось немало колодцев, скрытых от любознательных глаз. Увидеть их можно, если спустились в катакомбы. Питьевые колодцы в катакомбах нужны были каменщикам и коням. Лошадей в катакомбах использовали в качестве тягловой силы, чтобы вывезти вырезанные блоки известняка. Правда, бывали и другие случаи: когда каменоломня раскрывала рабочий колодец, вырытый с поверхности.