Месяц назад в областном центре социально-психологической реабилитации региональный представитель Секретариата Уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека провел внеплановую проверку. Причиной стали массовые сообщения в социальных сетях, где говорилось о возможных фактах насилия над подопечными. Мониторинговая группа проинспектировала учреждение и выявила ряд серьезных нарушений, передает "Пушкинская".

 

8 октября в Одессе прошла внеплановая проверка бывшего приюта «Свитанок». Во главе комиссии были региональные представители Уполномоченного по правам человека — Валентин Михайлов и Людмила Ямщикова. В сопровождении руководства учреждения и областной службы по делам детей они прогулялись по центру, пообщались с детьми и проинспектировали условия их пребывания. В целом, визит говорит о многочисленных нарушениях, которые касаются условий проживания, здоровья, питания, образования и психологической реабилитации детей. Свой отчет о выявленных фактах они направили главе Одесской области Максиму Куцему.

Личные дела и документы

Инициативная группа в своем отчете отмечает, что при мониторинге центра в личных данных подопечных отсутствовал ряд важных бумаг. Касались они психологического, социального и педагогического характера, из-за отсутствия которых в настоящее время невозможно понять: поставлен ли ребенок на учет, в каких мероприятиях нуждается и выполняются ли центром необходимые мероприятия для возвращения воспитанника в семью. В личных делах не нашлось документов, которые бы доказывали связь между центром, ребенком и другими учреждениями - службой по делам детей, органами опеки, медицинскими учреждениями и т.д.

Социально-психологическая реабилитация

В 2018 бывший приют «Свитанок» переструктурировали в социально-психологический центр реабилитации детей. Это значит, что теперь воспитанники должны получить комплексную психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную и юридическую помощь. Однако, несмотря на юридические изменение в функционировании учреждения, качественные изменений в работе центра не произошли. Социальная, психологическая и педагогическая реабилитация происходит неэффективно. Также специалисты учреждения никак не пытаются наладить взаимосвязь воспитанника со своей семьей и адаптировать ребенка к семейному окружению. Специальных программ для детей, склонных к побегу, или тех, которые пострадали от насилия, особенно сексуального, инспектирующим не предоставили. В целом, на 45 детей в центре работают всего два психолога. 

Условия проживания

В целом, мониторинг не выявил больших нарушений в здании, где пребывают дети, и на придомовой территории. Помещения, стены и коридоры чистые, окна открываются и есть приток свежего воздуха. В некоторых спальнях отсутствует личное пространство для воспитанников, так как кровати впритык поставлены друг к другу. Столы, шкафы и прочая мебель тут в достаточном количестве. В душе есть горячая вода, чистые полотенца и стиральные машины.  

Карантинная  зона

В карантинный блок, состоящий из двух комнат, поступают новые воспитанники сроком до двух недель, пока не пройдут полный медицинский осмотр. На окнах решетки, доступа к свежему воздуху нет. При входе в комнаты установлены металлические двери, которые закрываются на ключ. Одна из комнат по площади не отвечает требуемым параметрам - очень мала. Специалисты фиксируют тесноту и отсутствие достаточного количества мебели. Режим пребывания в изоляторе нарушается – в одной комнате могут находиться как мальчики, так и девочки, которые спокойно перемещаются по всему центру, что нарушает сам карантинный режим. 

Питание

Детей кормят 5 раз в день, также в центре есть медсестра по диетическому питанию. На кухне и в столовой нарушений не выявили, они обеспечены мебелью и необходимым для личной гигиены. Правда, вилок для детей нет, все едят ложками. В разговоре с детьми и диетологом фиксируется, что питание детей нужно улучшить, еды подросткам не хватает – особенно овощей и фруктов, однако денег на это в бюджете нет.

 Образование

Дети центра посещают две школы - №120 и №110. Все необходимое для образования есть, однако мониторинг не зафиксировал в комнате детей учебники, а также сделанное домашнее задание воспитанников. Открытого доступа к интернету нет, хотя в учреждении есть компьютерный класс. Его называют скорее складом, где хранится техника. Библиотеки и спортивного зала в учреждении также нет. Если с младшей группой во внеурочное время занимаются воспитатели, то взрослые предоставлены сами себе. Мониторинговая группа зафиксировала телефоны у воспитанников, отмечая, что их никто не забирает. В центре не организованы походы в музеи, на выставки и прочие мероприятия. 

Безопасность

Общее состояние техники безопасности фиксируется как удовлетворительное: в наличии план эвакуации и огнетушители. Территорию инспектируют всего два охранника - один на каждой смене. Центр огорожен глухим забором, в котором есть дыры и через которые можно при ЧП покинуть территорию. Ранее центру предоставляли на благотворительной основе свои услуги, но теперь, утверждает руководство, учреждение с ними не сотрудничает. 

Ювенальная полиция и правоохранители

Как говорится в отчете, представители ювенальной превенции ГУНП в Одесской области злоупотребляют полномочиями и возможностью передавать детей в центр. Выявляя детей на улице, они не используют возможность для возвращения детей родителям, а действуют простейшим способом: сразу составляют акты и устраивают детей в областной центр. Основанием для передачи ребенка часто служит фраза «со слов ребенка, он не хочет возвращаться домой». Полноценной взаимной работы ювеналов с семьями и соцслужбами не происходит, что является грубейшим нарушением. 

В целом, мониторинговая группа сделала особый акцент на фактах насилия над детьми, которые нужно детально изучить. Также внимания требует и история с частной охраной, которая могла быть причастна к издевательствам над воспитанниками. Центр обязан обеспечить видеонаблюдение по всему центру, а также усилить реабилитационную составляющую по отношению к детям.