На самом деле, был не один, а целых три маяка, последовательно несших службу на Карантинном молу на протяжении более чем ста лет.

Первый Воронцовский маяк на Карантинном молу был построен только в 1845 году. До этого Одесса обходилась маяком на Большом Фонтане (1827 год постройки) и маячными огнями для входа в порт, зажигавшимися на Военном молу.

Официально считается, что инициатором сооружения Карантинного (Портового) маяка был, в начале 1845 года, адмирал Михаил Петрович Лазарев.

 

Согласно альтернативной версии, инициатором строительства маяка на Карантинном молу был голландский консул Таббуда-Мариньи. В 1843 году он обратился к графу Воронцову с прошением о необходимости нового маяка, поскольку из-за наращивания Карантинного мола конфигурация входа в порт изменилась и корабли начали часто садиться на мель.

Первый Воронцовский маяк был одной из стандартных деревянных конструкций строившихся российскими военными моряками. Он представлял собой деревянное восьмигранное строение с башней и мачтой. Общая высота строения была 26 метров.

Ночью на мачту деревянного Воронцовского маяка поднимали керосиновые фонари, а днем – желтый флаг. В случае если в городе была эпидемия и вход в порт был запрещен на мачте поднимали «чумной флаг» - черный флаг с двумя белыми полосами.

Деревянный Воронцовский маяк сгорел во время обстрела Одессы англо-французской эскадрой 10 апреля 1854 года. В 1859 году его восстановили, а в 1863 году, при постройке нового маяка, разобрали.

Второй Воронцовский маяк был построен в 1863 году, практически одновременно с открытием памятника Воронцову на Соборной площади. Одна из легенд гласит, что именно благодаря этому совпадению маяк стали называть «Воронцовским».

Второй маяк представлял собой чугунную башню белого цвета с каменным основанием и отделкой. Высота маяка составила 17 метров. Чугунные детали маяка заказывались в Санкт-Петербурге В 1867 году маяк был оснащен электрическими фонарями, став, таким образом, четвертым в мире электрическим маяком.

В 1888 году маяк был перестроен по «улучшенному проекту» и установлен на Рейдовом молу, пристроенном к Карантинному. Подрядчик – петербургский петербургский купец 1-й гильдии Сан-Галли решил, что ему проще заказать и привезти в Одессу новую башню маяка, чем восстанавливать демонтированную старую.

Новый маяк выглядел практически так же как старый, однако его оснащение стало более современным. На нем была установлена осветительная аппаратура французской фирмы «Френхель».

Старая башня маяка послужила основой для маяка на мысе Сарыч, где она работает по сей день.

В 1910 году маяк был оснащен ревуном для работы в условиях плохой видимости.

Металлические башни одесских маяков заказывались в Кронштадте, на судоремонтном заводе.

В 1941 году, 15 сентября Воронцовский маяк, во время обороны Одессы, был взорван, чтобы не служить ориентиром для вражеских артиллеристов и летчиков.

Работа на маяке всегда считалась очень опасной. За всю его историю погибло по меньшей мере три служителя.

Третий Воронцовский маяк был построен в 1954 году, по проекту инженера Севастопольского «Военморпроекта» Исаака Моисеевича Фридмана. Новый маяк сильно обогнал по высоте своих предшественников. Его высота 26,5 морских миль, видимость огня 15 морских миль.

Проект маяка был секретным «кодовым». Впоследствии он был признан настолько удачным, что послужил основой для создания проектов ряда советских маяков.

Работа на маяке всегда считалась очень опасной. За всю его историю погибло по меньшей мере три служителя.

По материалам: Одесский дворик