Для Одессы это таки гора. А по меркам горных стран это маленький холмик. Состоит из глины, возвышается над морем на 40 м. С горы открывается захватывающий вид на Пересыпь, центр Одессы, залив и оба лимана.

 

В V–IV в. до н.э. на горе находилось древнегреческое поселение, крупнейшее в Северном Причерноморье и грандиозное святилище богини Деметры, обнаруженное археологами. Вообще, как археологический объект, гора была известна с конца XVIII столетия. Интерес к ее исследованиям проявляли члены Одесского императорского общества истории и старобытностей. В 1902 г. снесли один из курганов и случайно обнаружили там греческие амфоры V в. до н.э. А первые находки античного времени на этом памятнике были сделаны еще в 1820-х гг. В основном обнаруженные на горе амфоры относятся к концу V — началу IV в. до н.э.

До штурма Хаджибея гору называли Долгая Могила. Перед самым штурмом крепости адмирал Иосиф де Рибас приказывал казацкому атаману Захарию Чепеге:

«Полкам конным и пешим в команде вашей потребно быть готовыми к походу, а о четвертом часу выйти с балки к Долгой Могиле».

Своё нынешнее название гора получила в честь генерала Джавахишвили (князя Жевахова) участника русско-турецких войн, кавалера многих орденов.
За доблесть и мужество в сражениях, генералу были пожалованы земли в Новороссии.
9 июня 1833 года, согласившись на предложение графа Воронцова, уступил в пользу города собственную землю «для устройства на сем месте купален» (первой городской грязелечебницы).
Хутор Жевахов находился «на восточной стороне горного хребта, отделяющего Куяльницкий лиман от Гаджибеевского». Его именем были названы Жевахова гора, слобода Жевахова, станция железной дороги Жевахова, улица Жеваховская.

Во время раскопок на Жеваховой горе было найдено древнегреческое святилише, оно оказалось одним из крупнейших в Северном Причерноморье. Ведь помимо религиозных функций, святилище служило маяком, а также сторожевым пунктом. 
Дело в том, что в античное время по линии нынешнего Хаджибейского лимана проходила граница сфер влияния двух соседних городов-государств: Ольвии и Истрии. "Священная" Жевахова гора находилась как раз на южном рубеже ольвийского полиса, являясь пограничным пунктом этого крупнейшего государства региона. Вполне допустимо, что в соответствующее время сюда съезжались не только жители близлежащих городов, но и Ольвии, для отправления официальных культов в честь почитаемых божеств. 
Поэтому неудивительно, что на святилище был основан свой "огненный алтарь", на котором единовременно сжигали огромное количество камыша, снопов пшеницы, ячменя. Священный огонь оказывал символическую защиту границ полиса, являясь одновременно и маяком для проходящих судов…

Первым на "огненный алтарь" Жеваховой горы наткнулся экскаватор близлежащего кирпичного завода, который добывал здесь глину. Археологи вовремя остановили технику, заметив под ковшом амфорные ножки, кости животных, фрагменты дорогих чернолаковых сосудов. За две недели ученым удалось расчистить огромную яму цилиндрической формы, которая достигала в диаметре пяти метров а в глубину – около шести. Она напоминала засыпанную шахту для пуска баллистических ракет. Здесь много веков назад древние греки совершали свои ритуалы. На плоском глинистом днище ямы разжигали сильный огонь. Он достигал такой силы, что наверняка пожарище было видно за десятки километров. В кострище бросали донья амфор, керамические сосуды, множество костей. Судя по масштабам, этот комплекс являлся одним из центральных в системе культового святилища на Жеваховой горе.

Возведенная на дне ямы конусовидная насыпь оказалась так называемым "омфалом". 
"Омфал" – с древнегреческого переводится как "пуп земли".
В античном мире он трактовался, как центр мироздания
Грубо говоря, греки соорудили на горе миниатюрную модель мира. 

 
Самый знаменитый в мире омфал до сих пор находится в Дельфах, у подножия горы Парнас. По преданию, Зевс захотел выяснить, где находится "центр земли", и запустил двух орлов в разные стороны. Они облетели землю и встретились над Дельфами. Дельфийский омфал хоть и был каменным, но внешне не отличался от омфала на Жеваховой горе. 
Традиция почитания "пупа земли" берет свое начало в очень древних верованиях о Великой Богине-Матери, форма почитания которой имела вид омфала. Вся эта смесь верований и культов была успешно привита первыми греческими колонистами на благодатной почве Причерноморья. Как показали результаты раскопок на Жеваховой горе, собственный причерноморский "пуп земли" возвели и граждане Ольвийского государства на южной окраине своего полиса, на том месте, где ныне располагается Одесса – город с античным названием.
Все находки в настоящее время хранятся на кафедре всемирной истории Южноукраинского педагогического университета.

Вокруг Жеваховой горы бродят всевозможные легенды: здесь оккультисты проводят свои ритуалы, гадалки ворожат… А однажды над горой висело НЛО – по рассказам жителей близлежащего района. 
Но это прежде всего научный объект, в результате раскопок которого было сделано открытие: древнегреческое культовое святилище.
Итогом всего этого стало придание Жеваховой горе статуса памятника археологии, охраняемого законом.

По материалам «Типичная Одесса»