В последнее время на слуху и в активном обсуждении ситуация с дипломированием моряков, работой тренажерных центров, конкурсом на главу Морской администрации.

Выступают с комментариями все, особенно "бывшие": экс-начальники и экс-заместители начальников инспекции по дипломированию моряков, капитаны портов, переквалифицировавшиеся в руководителей общественных организаций, кандидаты и доктора наук из бывших моряков.

Эдакое "сарафанное" радио, которое заговаривает реальные проблемы и, подобно иллюзионистам, отвлекая нас правой рукой, левой в это время продолжает "отнимать и делить".

История эта началась не в 2019 году, а уходит корнями в далекие 2000-е, когда реализовывался этап создания Инспекции по подготовке и дипломированию моряков в качестве органа, надзирающего за реализацией и соблюдением в Украине требований Международной Конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (Конвенция ПДНВ).

На тот момент функции ее урезались, права ограничивались и, фактически, эта организация себя изжила, но продолжает быть живее всех живых!..

Если взять историю развала системы подготовки и дипломирования последних, например, 10 лет, то в варианте краткого хронологического экскурса, тем не менее, емко, четко и наглядно характеризующего этапы формирования коррумпированной системы мздоимства с тех моряков-украинцев, кто тяжко вкалывает на всех широтах, на всех морях, океанах, реках, - это выглядит так.

2010 год – приняты Манильские поправки к Конвенции ПДНВ.

В этом же году, придя на смену Тихонову И.В., инспекцию возглавил А. Щипцов (один из ее авторов), а его верный идеолог по дипломированию, Ищенко А.В., аналитик, математик и просто хороший человек))), в лице первого зама начинает продвигать идею переименования организации и введения поборов с моряков на официальном уровне.

В конце года создается Укрморречинспекция, которой функционально передается контроль и организация дипломирования моряков.

2012 год – с первого января вступили в силу Манильские поправки. Украина, как Сторона Конвенции, обязана внедрить все требования поправок в полном объеме, иначе за их несоблюдение государство может быть исключено из перечня стран, которые требования Конвенции ПДНВ соблюдают.

2013 год – под давлением ІМО и в результате соответствующей переписки по результатам аудитов Международной морской организации (ІМО) и Европейского агентства морской безопасности (EMSA) в августе-октябре Мининфраструктуры издает приказы №№567, 811, 812 и 813, скомпилированные Укрморречинспекцией. Указанными распорядительными актами регулируются постулаты присвоения званий, подтверждения квалификаций, утверждаются образцы морских квалификационных документов и порядок их выдачи капитанами морских портов.

2014 год – меняется руководство Укрморречинспекции (кстати, с уходом Г. Соболевского и его команды, больше морскую отрасль профессиональные моряки не возглавляли…) и капитана дальнего плавания меняет эколог-взяточник П. Буланович (смотрите в Интернете серию статей "Паша-500"). Адмирала же А. Щипцова в Инспекции меняет капитан Пикулик В.В., при попустительстве которого и начался лавинообразный переход дипломирования на теневые рельсы тотальной коррупции, взяточничества и вымогательства с моряков дополнительных средств.

2015 год – Мининфраструктуры принимает План действий по реформированию системы подготовки и дипломированию моряков, который подразумевает открытость и прозрачность в данной сфере, введение тестирования в государственных квалификационных комиссиях, упрощение всей системы и (!!!) переименование Инспекции. По сути, при некомпетентности Укртрансбезопасности, моряков отдали на откуп посредникам, которые и начали диктовать условия падким на легкий заработок чиновникам. На выходе: пользы государству - ноль, План не выполнен.

2016 год – в Мининфраструктуры приходит Ю. Лавренюк, в Инспекции Пикулика В.В. меняет Буланович П.Г., который запускает План первоочередных действий по реформированию системы дипломирования моряков. На этом фоне для самих моряков вводится обязательный "страховочный" взнос для государственной квалификационной комиссии. На национальном уровне возникает проблема отсутствия бланков послужной книжки моряка.

2017 год – на работу заместителем главы Укртрансбезопасности назначается Д.С. Петренко, откуда в 2018 году трансформируется в председателя Морской администрации. Реформа дипломирования провалена, в Инспекции П. Булановича меняет М. Пересада, отзываются все проекты нормативно-правовых актов и начинается их пересмотр с учетом резолюций ІМО 2015-2017 годов.

В начале года вновь отсутствуют бланки послужных книжек моряков и впервые появляется проблема отсутствия бланков паспортов моряков.

2018 – знаковый год! Год аудита национальной системы подготовки и дипломирования моряков со стороны EMSA, по результатам которого оказалось, что 90% замечаний 2013 года не устранены, никаких изменений в национальные нормативы не внесено!.. В инспекции эмигранта Пересаду М.В. меняет ненадолго С. Кудлинский. Но с ним впоследствии расстаются ради экс-антикоррупционера из Запорожья Ю. Полянского.

Создают Морскую администрацию, которую отдают капитану Д. Петренко с сомнительными документами и его подельникам с аналогичными документами – Д. Балибердину и А. Фатинюку.

Начинается подготовка к запуску Морской администрации. Страна готовится к подаче отчета по выполнению Конвенции ПДНВ.

В Инспекции снова проблемы с отсутствием бланков послужных книжек моряков. И на этом фоне одесские "бизнес-посредники" формируют для моряков "узкое горлышко" прохождения ГКК (Государственной квалификационной комиссии) - исключительно для тех, кто заплатил "страховку" (читай – дал взятку).

Все региональные филиалы инспекции по факту прекращают работу, члены ГКК распускаются, на комиссии приезжают (даже в Киев!!!) исключительно одесские т.н. "выездные" комиссии. И если ты прошел тестирование с результатом 98% положительных ответов, совсем не факт, что ты сдал устное собеседование членам ГКК (читай – рабам/заложникам системы).

Система сгнила с головы, и миазмы разложения постепенно опутывают все этапы дипломирования: медицинские справки, паспорта моряка, послужную книжку моряка, протокол заседания ГКК, – все можно получить при наличии "страховки", которую формируют и учитывают манипуляторы, и дают соответствующую отмашку своим исполнителям.

Морская общественность надеется на Морскую администрацию, в Положении о которой уже прописан функционал инспекции, и ликвидацию инспекции как такой, роль и смысл которой для интересов государства исчерпаны.

Распоряжением КМ Украины №863 инспекцию передают в сферу управления Морской администрации, даже подписывают какие-то акты в Мининфраструктуры, но сегодня воз и ныне там. Инспекция продолжает здравствовать под руководством двух майоров-неудачников - Ю. Полянского и А. Цапрыки -, и создавать немыслимые условия работы учебно-тренажерных центров, невозможные условия прохождения ГКК морякам. А по факту, как итоговый результат, – наносить своим бездействием ущерб Украине, ее имиджу. Параллельно в СМИ появляется информация об альтернативных вариантах дипломирования украинских моряков в других странах...

2019 год – начинает работать Морская администрация. И сразу со скандала с капитанами морских портов. Об этом много писали, это много обсуждали. Увы, караван прошел. Произведены назначения капитанов портов, большинство из которых – госслужащие-сотрудники Морской администрации на региональном уровне. При этом сомнительный стаж плавания у них, а иногда и вовсе его отсутствие не смутило председателя Морской администрации, отдел подготовки и дипломирования остался неукомплектованным до сегодняшнего дня, а часть функций оказания административных услуг передана ДП "Морречсервис".

Знающие люди говорят: это - тренд современности (сервисные центры, которые, кстати, в МВД Кабмин начал с 12 февраля постепенно ликвидировать).

А как же моряк, спросите вы? Давайте посмотрим...

Цены за курсы выросли в 10 раз при резком падении качества обучения или вообще его отсутствии; появились тренажерные центры нового современного поколения – виртуальные – подготовка как бы есть, но ее нет; для секретарей ГКК в инспекции появились темники со списками моряков с, якобы, сфальсифицированным стажем; инспекция ввела новые требования к центрам по внесению информации в электронную базу данных – государственный реестр документов моряков Украины.

К слову, на реестре вообще надо бы остановиться отдельно, но это тема для правоохранительных органов, и не есть предметом этого материала.

Есть основания предполагать, что реестр захвачен рейдерским способом, сервера вывезены из защищенного хранилища дата-центра в неизвестном направлении, и его работа сегодня полностью неподконтрольна ни Мининфраструктуры, ни Морской администрации.

О степени достоверности информации, внесенной в этот период, и надежности сохранности уже находящейся там, можно только предполагать.

В инспекции снова проблемы с послужными книжками моряков – не закуплены бланки, хотя это одна из основных функций этой государственной организации.

Морская администрация концентрируется на административных услугах, забыв о безопасности судоходства, контроле государством флага и государства порта. Мининфраструктуры полностью утрачивает наработанные позиции в ІМО (впрочем, как в Дунайской комиссии, Парижском и Черноморском меморандумах и т.д.).

Мининфраструктуры в январе 2019 года отправляет через МИД отчет в ІМО. После чего и начинается, собственно, сама эпопея. Ведь в отчете надо указать, какие изменения в сторону улучшения и реализации всех обязательных международных требований по дипломированию и подготовке моряков в стране за последние пять лет реализованы.

А писать-то и нечего… Качели, одним словом, которые раскачивают стабильность и профессионализм украинских моряков, переводя его на финансово-коррупционные рельсы по схеме: посредник-сертификаты тренажерного центра-посредник-паспорт моряка-посредник-внесение в реестр любой информации-посредник-государственная квалификационная комиссия при инспекции по подготовке и дипломированию моряков.

Порочный круг, в который оказались втянуты многие чиновники, окончился увольнением всего руководства Морской администрации и Ю. Лавренюка как куратора морских вопросов в министерстве.

И что же дальше? А дальше, в конце прошлого года, началось обновление руководства и "разбор полетов".

В частности, обновленная Служба безопасности Украины официально обращается в Кабинет Министров Украины, Мининфраструктуры и Морскую администрацию касательно положения дел в отрасли и возможных угроз в случае непринятия решений.

Впервые за несколько последних лет звучат словосочетания "защита прав моряков и членов их семей", "угроза национальным интересам и вопросам национальной безопасности", другие.

Хотя на действующих чиновников сумма в 2-3 миллиарда долларов, которые моряки ежегодно вливают в реальный сектор экономики Украины, как мы видим, не производит никакого впечатления, а вызывает устойчивое стремление присосаться к этому финансовому потоку и урвать себе.

Моряками же регистрируются электронные петиции на официальном сайте Президента Украины, но должной оценки не получают…

Команда министра инфраструктуры Владислава Криклия, его усилия и ориентирование на диджитализацию экономики, внедрение прозрачности процессов и доступности услуг на транспорте рано или поздно приведут к расчистке "авгиевых конюшен", доставшихся в наследство. Очень хочется в это верить.

Теперь еще один нюанс. Некто уважаемый Maritime Insider на ресурсе целенаправленно подает сплошной негатив и сомнения в команде Владислава Криклия, главе Морской администрации, жалуется на создание "инквизиторской" комиссии и прочее, прочее, прочее…

Но существуют обоснованные сомнения в том, что господин Инсайдер лично был свидетелем такой команды за всю недалекую морскую историю.

Ну, а уж о причинах отстранения трех одиозных чиновников Морской администрации, которых он упоминает, и вообще рассуждать нет смысла. "По труду и честь", как говорится…

И уж если обновленная СБУ инициирует проверку, то, вне сомнений, оснований для включения в состав комиссии представителей спецслужбы, достаточно.

А теперь, как в театре, актеры – на сцену!!! Да и не только "актеры", но и "сценаристы", и "режиссеры" спектакля-драмы под названием "На золотом дне или Как "поиметь" государство". Ведь все так и есть. Кучка чинуш сознательно, целенаправленно, уверенно, без страха и упрека создали для себя что ни на есть золотое дно, "поимев" государство, а заодно поставив на поток "поимение" украинских моряков.

Так кто же виноват??? По информации сотрудников секретариата Кабинета Министров Украины, во времена правительства В. Гройсмана главу Морской администрации и все его начинания по так называемым административным услугам на морском транспорте активно поддерживал министр Кабинета Министров Украины А. Саенко. Такой подход был полностью поддержан и В. Бондаренко, госсекретарем Кабмина, который (!!!) был первым заместителем А. Саенко в 2016 году (именно под него специально ввели новую должность).

На уровне Мининфраструктуры развитие сюжета поддерживается госсекретарем министерства А. Галущаком, которому (внимание!!!) в период президентства В. Януковича подчинялся В. Бондаренко. Как сюжет? Вот где бы погуляла инквизиция люстрации, как выражается Maritime Insider.

Но, как всегда, что-то пошло не так…

По словам того же источника, вся информация, в том числе предоставляемая силовыми структурами, которая адресовалась правительству и касалась утраты государством контроля за целым транспортным направлением – водным транспортом, развалом национальной системы дипломирования моряков, невыполнением Морской администрацией государственных функций и несоблюдением Украиной отдельных международных обязательств, блокировалась и продолжает блокироваться чинушами, избежавшими люстрации да приспособившимися уже и к политике нового Президента.

Так может следует по-новому обратить всему правоохранительному сообществу Украины свой обновленный жесткий взор в сторону творящегося беспредела (иначе не назовешь!!! – уж слишком нагло, дерзко и масштабно была внедрена и до сих пор успешно (!!!) реализуется политика по принципу "обмани - отними - наворуй…")).   

И, конечно же, в данном контексте главным желанием и ожиданием остается, чтобы Мининфраструктуры при поддержке СБУ, реализуя свое начинание по аудиту работы Морской администрации в целом и выполнению государственных функций и обязательств отдельными ее должностными лицами, разобралось в ситуации и осуществило жесткое наведение порядка в такой актуальной для Украины морской сфере.

И пусть по результатам звучит: "Выявлено. Подтверждено. Устранено. Уволено. Осуждено…".

Ведь помним: Украина – морское государство, обладающее старейшей и уникальнейшей школой подготовки моряков, современными высокопрофессиональными кадрами. Которые, увы, пока остаются за бортом... За бортом справедливости, порядочности, заботы и поддержки их адского труда.