Именно таким образом сегодня, на фоне особенной военно-политической и социально-экономической обстановки в государстве, ставится вопрос об истинной сути создания в регионе локальной свободной экономической зоны, которую в очередной раз пытаются внедрить в Одессе известные силы.

 

Ранее такие намерения одесситам были известны под названием зона порто-франко (ПФ). Сегодня, с некоей новизной (или с намерениями увести сознание общественности от восприятия прежних терминов), осуществляется попытка реализовать фактическую аналогию ПФ, но под новым названием – зона приоритетного развития (ЗПР).

В частности, на официальном сайте Одесского городского совета (omr.gov.ua) появилась информация  относительно намерений руководства города реализовать проект по созданию так называемой зоны приоритетного развития, которая, якобы, призвана будет стимулировать экономический рост и привлечение инвестиций в экономику Одессы.

В конце мая текущего городской голова Геннадий Труханов провел заседание при участии членов рабочей группы ЗПР, в ходе которого был заслушан экс-губернатор Одещины С. Гриневецкий.

Последний, в частности, предложил в рамках первого этапа данного проекта создать отдельный субъект хозяйствования (коммунальное предприятие), которое обеспечит детальную разработку проекта, а в последующем – функционирование и обслуживание ЗПР.

Подытоживая, Г. Труханов поручил подготовить проект решения о формировании концепции создания и функционирования ЗПР для последующего ее утверждения членами исполкома и депутатами горсовета.

По предварительной оценке городского руководства, создание такого рода территорий будет осуществляться в рамках полномочий местных советов, предусмотренных концепцией децентрализации власти за счет компенсации части налога местного бюджета.

В свою очередь заместитель председателя Одесского горсовета П. Вугельман на личной странице в Фейсбук разместил презентацию так называемой "Концепции создания и функционирования ЗПР", которая определяет общие положения и задачи проекта.

В частности, планируется определить территорию в пределах Суворовского района г. Одессы (около 1000 га, бывшие поля фильтрации), которая считается депрессивной, установить по ее периметру ограждение, обеспечить формирование инфраструктуры и, в последующем, сдавать земельные участки в аренду для развития и ведения бизнеса юридическими лицами.

Все изложенное выше – это то, что имеем на сегодня в контексте экспансии зоны порто-франко в новом образе – зоны приоритетного развития.

А теперь некий исторически-аналитический экскурс.

Одесской общественности известно, что авторами порто-франко в свое время выступили Н. Скорик, В. Рабинович и А. Прессман. Ранее все состояли в ПР. Сегодня – активные оппозиционеры. Тогда рассматривалась именно политическая подоплека ПФ (на носу были местные выборы!..), а, отнюдь, не экономическая, позиционируемая как единственный аргументированный предлог.

При этом первоначально в состав ПФ было предложено включить всю территорию Одесской области, на которой в последующем планировалось ввести таможенный режим.

Таким образом, имелся шанс превратить Одесский регион фактически в отдельное мини-государство с индивидуальными таможенными границами.

Да, когда-то, в далеком 19-м веке, зона порто-франко дала толчок экономическому прогрессированию Одессы, и это вошло в историю под знаком "+".

Однако сегодня, в контексте и на фоне войны на востоке Украины, аннексии АР Крым, геополитических и этно-национальных особенностей Одесского региона, попытки внедрения ПФ объективно и обоснованно рассматриваются исключительно в качестве устойчивых намерений антиукраинских сил завуалировано автономизировать (федерализировать – оппозиционеры вовсю кивают на пример политико-административного деления Германии) украинское государство.

В начале 2000-х в Украине уже реализовывались проекты СЭЗ (Одесская область и непосредственно Одесса, несколько других регионов). Однако, по мнению экспертов, задач своих они не выполнили. Наоборот, - активно способствовали привлечению теневого импорта, развитию коррупционных схем, реализации преступных механизмов финансово-экономического характера. При этом административно-управленческий потенциал, в юрисдикции которого находились СЭЗ, аккумулировался в столице – Киеве, а полномочия местных органов власти били минимизированы.     

Но нашлись здравые люди, которые четко уяснили всю суть узоров порто-франковского калейдоскопа, осознали его опасность экономическую, социальную, политическую. И поспособствовали введению моратория на реализацию в имеющихся СЭЗ новых проектов, а также ликвидации налогообложения в льготном режиме.

Увы, сегодня идеи скрытой автономизации Украины именно путем внедрения зон ПФ/ЗПР вновь активизировались. Что скажешь, почва благодатная.

Однако украинскому обществу следует быть начеку, четко понимая, что ЗеПееРовский вектор имеет направленность исключительно политическую, а истинной целью – взбудоражить общественность и использовать ее для раскачки ситуации внутри страны, играя на струнах регионального эгоизма. Это касается и других регионов.

Потому и возникает вначале обоснованное утверждение, что ЗПР по своей сути и цели приравнивается к ПФ.

А далее напрашивается резонный вопрос: ЗПР – это экономическая автономизация или скрытая федерализация?.. Давайте вдумаемся!!!