Реформы, проведенные за последние 5 лет, можно описать одним, постоянно воспроизводимым методом. Попытка тотального обновления кадров через механизмы аттестационных комиссий, к которым привлекаются активисты. После этого решения комиссий обжалуются в судах и в итоге все, кто должен был быть освобожден, возобновляется . При этом обновления часто происходит и через несколько лет, а размеры компенсации составляют сотни тысяч гривен.

 

Безусловно, можно списывать все на несовершенство судебной системы, Которую, кстати, тоже постоянно пытаются реформировать с привлечением активистов, однако если отбросить эмоциональную плоскость, большинство судебных решений о восстановлении на работе являются законными и обоснованными. И здесь вопрос заключается в том, что применяемый механизм в принципе нежизнеспособным в условиях необходимости соблюдения законности. 

Конечно, можно не соглашаться с этим тезисом, но Украина в любом случае обязана выполнять решения Европейского суда по правам человека. Так вот решений против Украины, направленных на восстановление уволенных чиновников уже хватает. Достаточно вспомнить недавно принято резонансное решение по делу «Полях и другие против Украины», которым констатировано нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод в результате освобождения лица путем применения Закона «О очистки власти».

Кстати, очевидно поэтому Конституционный Суд Украины уже более пяти лет не решается взять на себя ответственность за принятие решения о конституционности Закона «О очистки власти». Проще говоря КСУ находится в своеобразном шпагате между осознанием необходимости соблюдать требования конституционности, практики ЕСПЧ и мнением определенной части общества, источником всех бед является проклятые украинские чиновники, поголовное увольнение которых превратит Украину в землю обетованную. 

Впрочем, опыт последних пяти лет показывает, что предложенный общественности алгоритм является, мягко говоря, малоэффективным, а новые чиновники часто отличаются только возрастом и принадлежностью к грантовых организаций. Поэтому, возможно к реформированию органов государственной власти и правоохранительных органов следует применять все же другие подходы?

Попыткой изменить философию реформирования правоохранительных органов является заложенная в инициированном президентом проекте Закона «О внесении изменений в Закон Украины« О Службе безопасности Украины»По совершенствованию организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины». Согласно части пятой статьи 6 проекта общая численность СБУ должна стать 15000 человек (вместо имеющейся 27000), а в условиях чрезвычайного положения или в период может быть увеличена до 20000 человек. 

При этом согласно заключительным и переходным положениям проекта закона уменьшения численности будет происходить поэтапно: с 1 января 2021 - 25 000 человек; с 1 января 2022 - 23 000 человек; с 1 января 2023 - 21 000 человек; с 1 января 2024 - 19 500 человек; с 1 января 2025 - 18 000 человек; с 1 января 2026 - 16 500 человек; с 1 января 2027 - 15 000 человек.

Логика уменьшению численности заключается в следующем. Воплощенный в законопроекте подход к оптимизации штатной численности Службы безопасности Украины базируется на рекомендациях, изложенных в видении МДГ «Видение современной европейской спецслужбы» (2018), раздел «Структура, отбор персонала и управление кадрами». Предусмотрена в законопроекте поэтапность сокращение должно обеспечить способность СБУ бесперебойно выполнять свои задачи и гарантировать социальную защиту сотрудников. 

При этом сокращение будет осуществляться в соответствии с международным опытом, в частности прекращение приема на службу / работу ( «замораживание вакансий»). Такой метод оптимизации численности персонала государственных органов приводит к экономии бюджетных расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

Так, в Германии с 1992 года было введено сокращение численности чиновников на 1, 5% ежегодно путем отмены вакантных ставок после выхода чиновников на пенсию. В результате в последующие 13 лет удалось добиться сокращения почти на 20%.

Таким образом, законопроектом предусмотрено комбинированный вариант постепенного сокращения персонала: сокращение численности персонала сержантского состава; досрочный выход на пенсию на реформировании для лиц, имеющих воинские звания; прекращение набора на службу и обучения; ежегодное сокращение вакантных должностей после выхода сотрудников на пенсию. 

Выбранный подход позволит избежать проведения одномоментных компенсационных выплат, которые могут вызвать значительную нагрузку на ежегодный бюджет государства.

  1. Конечно можно говорить о том, что постепенное сокращение СБУ только зацементирует деятельность спецслужбы. Однако, радикальный революционный подход скорее полностью разрушит систему безопасности, чем действительно ее улучшит. 

Попытки реформ органов внутренних дел, прокуратуры и судебной системы как раз это и доказывают. Один мой хороший друг, анализируя судебные реформы, которые время от времени с периодичностью раз в два-три года происходят, подытожил. 

С каждой судебной реформой состояние судебной системы только ухудшается. Часто систему покидают именно порядочные и профессиональные судьи, самостоятельно освобождаясь, устав доказывать всем вокруг свою добродетель. При этом отток кадров не компенсируется приходом новых лучших. Поэтому возможно к реформе СБУ следует подойти осторожно, прекратив наступать постоянно на одни и те же грабли.

 

 

Александр Москалюк,

кандидат юридических наук, эксперт по конституционному праву