Реформу полиции пафосно провозгласили «самой успешной реформой за годы независимости Украины». А потом наступила реальность

Целая серия громких преступлений – повод задуматься о причинах происходящего криминального беспредела. Их много, но сейчас поговорим об одной из главных – реформе МВД в 2014-2015 годах.

Коротко вспомним её основные моменты. Об этом информирует "Корреспондент" .

Реформу разрабатывали под западным руководством. Рабочую группу по реформированию при МВД возглавляла Эка Згуладзе. Одно время она училась в США и работала в американской грантоедской структуре в Грузии, а затем заняла должность заместителя министра внутренних дел Грузии.

В группу входила ещё одна грузинская соратница Саакашвили – Хатия Деканоидзе, которая занимала пост ректора полицейской академии в Грузии. Были в группе и другие зарубежные и украинские эксперты, многие из которых, как и обе грузинки, были тесно связаны с различными грантоедскими организациями.

Разработка реформы украинского МВД проходила под кураторством американского посольства, Международного фонда «Возрождения» - структуры Джорджа Сороса, а также Консультационной миссии ЕС.

Суть реформы состояла в переделке украинской милиции под некие «мировые стандарты», под которыми подразумевались в основном грузинская и американская полиции.

Милицию переименовали в полицию, ликвидировали часть подразделений (включая, например,  управление по борьбе с организованной преступностью) или переформатировали их, а также провели массовую переаттестацию и увольнение многих сотрудников на всех уровнях.

И, соответственно, потом – набрали новых полицейских, прежде всего в патрульную службу. Всех одели в новую форму, как у американских «копов», патрульных посадили в новые «Toyota Prius» и приставили инструкторов из США.

Первым заместителем министра МВД стала та самая Эка Згуладзе, а главой Национальной полиции Украины – Хатия Деканоидзе.

Сопровождалось это всё шумной и массированной пиар-компанией, которую активно раскручивали разнообразные общественники, эксперты и прочие «активисты». Думаю, все это помнят: массовые селфи с новыми полицейскими, заголовки в СМИ в стиле: «полицейские спасли кошку», «полицейские перевели бабушку через дорогу», всеобщие восторги и умиление. Реформу полиции пафосно провозгласили «самой успешной реформой за годы независимости Украины».

А потом наступила реальность.

За первые 6 месяцев полицейские разбили 201 машину – из общего числа в примерно 350 свежеполученных «Приусов». Отремонтировать удалось лишь около половины разбитых машин. Только в Киеве за год работы полиции было разбито более 150 единиц служебных транспортных средств при 235 полученных (то есть 60% разбитых экипажей).

Большинство аварий произошло по вине самих полицейских.

Новые украинские копы в первые месяцы службы не знали даже базовых вещей. Суды вынуждены были массово возвращать в полицию дела, потому что полицейские, например, не умели правильно начертить план ДТП.

Три месяца подготовки – именно столько готовили новых копов, – явно недостаточный срок, чтобы дать человеку знания для службы в полиции. В результате многие из новых лиц не знали и не умели практически ничего: ни водить машину, ни оформлять протоколы, не говоря уже о розыске преступников.

А огромное количество опытных, профессиональных и знающих милиционеров было люстрировано разнообразными евромайданными «активистами», заседавшими в комиссиях, которые проводили переаттестацию. При этом многие из тех, кто как раз реально заслуживал увольнения, в полиции таки остались, а коррупционные схемы и «крышевание» плавно перетекли в реформированное МВД и стали нормой.

Уровень преступности вырос, стрельба на улицах по любому поводу стала привычным делом, многие резонансные убийства не раскрыты до сих пор. И нарастающим валом пошли сообщения о полицейских провалах и причастности самих стражей закона к криминалу: убийство несовершеннолетнего пассажира машины в Киеве, избиение и убийство таксиста в Кривом Озере, перестрелка в Княжичах с пятью трупами в результате, стрельба пьяными «копами» в жилом квартале в Переяслав-Хмельницком и гибель 5-летнего ребёнка… Не говоря уже о самых свежих событиях: Кагарлык, Бровары и т.д.

Провал реформы МВД вынуждены признать теперь даже её инициаторы и организаторы. Что, собственно, и сделала экс-глава Нацполиции Деканоидзе.

Правда, заявила она об этом уже не из Украины, откуда уехала сразу же после потери должности. Как и её коллега Згуладзе, которая, даже будучи первым заместителем министра МВД Украины, жила в Париже, откуда прилетала в Киев на несколько дней в месяц. Обе реформаторши, распинавшиеся в любви к Украине при назначении, уже восстановили грузинское гражданство, отказавшись от украинского за ненадобностью.

Уехавших реформаторов сменили другие, местные, во главе с министром Арсеном Аваковым. И эти как раз изо всех сил держатся за должности, не желая ни признавать плачевных результатов реформы, ни нести за них ответственность.

На месте остались и разношерстные грантоеды, включая депутатов из фракции «Голос». Пять лет назад они восторженно расхваливали реформу МВД, а теперь тоже, оказывается, недовольны полученным результатом. И поэтому… нет, они не признали свои, мягко говоря, ошибки и неправоту. А требуют реформировать под их чутким руководством ещё и СБУ. Всё по той же схеме: с песнями про «мировые стандарты», «европейские реформы» и «общественный контроль со стороны активистов», то есть себя любимых.

Но стоп, ребята, это так не работает. СБУ нам нужно не для селфи, к ним другие требования: национальная безопасность, борьба с террористами, противодействие иностранным разведкам, защита стратегических для страны и её экономики объектов. Уж эта реформа должна пройти в национальных интересах, а не под Сороса или для самолюбования общественников. В случае с СБУ у нас нет времени, чтобы разбить первые 200 «приусов», пока вы разберётесь, что к чему.

Вы же позаседаете в комиссиях, а потом в Фейсбуке сольёте всех разведчиков, глазом не моргнув. И спокойно перейдете на другой «проект», на который мировая общественность подкинет больше денег.

А стране нужна надежная СБУ, которая не развалится за 5 лет. То есть реформа – это должен быть четко украинский вариант, с нашей спецификой, нашими специалистами, без разрывов во времени между старым и новым, с сохранением лучших разведчиков, оперативников и следователей, которые знают Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы не после пятиминутного изучения в гугле.

И лично я вижу единственный правильный вывод после «реформы» МВД: на пушечный выстрел не подпускать всех причастных к этому позорному провалу – от Авакова до грантоедов – ни к государственному управлению, ни к планированию, ни к реализации любых реформ в будущем.