Новые аспекты строительства взлетной полосы в Одессе

В Одессе завершается намеченный этап строительства новой ВПП в Международном аэропорту, а нынешний директор ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта “Одесса”», которое выступает заказчиком по проведению работ, Сергей Кудлаенко, по нашим данным, скоро покинет эту должность. Примечательно, что на этот пост он был назначен только в январе этого года.

Еще 15 мая во время визита в Одесский регион министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что работы этого этапа строительства выполнены на 98%.

Сама же эпопея со строительством началась давно. Еще в 2013-м. Тогда Приказом от 18.04.2013 №236 Министерства инфраструктуры Украины, создано Государственное предприятие «Дирекция по строительству международного аэропорта “Одесса”». Целью этого госпредприятия является выполнение функций заказчика по капитальному строительству и реконструкции Международного аэропорта «Одесса», а именно: реконструкции аэродромного комплекса, в том числе, строительство новой искусственной взлетно-посадочной полосы и комплекса рулежных дорожек.

Мы помним, как команда беглого президента Януковича создавала фирмы-прокладки для вымывания денег из бюджета. Похоже, это предприятие – один из примеров. Согласитесь, создание предприятия, которое выполняет только функции заказчика, при этом, не выполняя никаких других работ, уже вызывает опасение: слишком у нас многое «теряется» и исчезает в государстве – особенно финансовые и материальные активы. Регионалы были мастерами в этом. Похоже, ничего не изменилось, и недавние «мыши», съевшие неимоверное количество зерна в Госрезерве – явное тому подтверждение. Так и здесь происходит нечто похожее…

Еще в 2013-м Генеральным подрядчиком по объекту «Реконструкция, строительство аэродромного комплекса КП «Международный аэропорт Одесса» стало ООО «Спецрембуд» («Спецремстрой» - в русскоязычном написании). Примечательно, что сама эта фирма фактически не выполняла никаких работ при строительстве аэродромного комплекса. Эти работы выполняются субподрядчиками.

А Генеральный подрядчик, по данным экспертов организации «Офис регионального развития», имеет очень низкий уровень финансового скоринга. Это означает, что ведущие финансисты страны видят значительные финансовые риски в работе этого предприятия. Ведь уставный капитал предприятия, которое взяло тендер более чем на миллиард гривен, составлял всего лишь 500000 гривен.

Но вернемся к строительству. По данным ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта “Одесса”», с 2013 по 2017 год работы не проводились из-за отсутствия финансирования. Фактическое строительство началось в сентябре 2017-го. Примечательно, что само ГП «Дирекция по строительству…» продолжало существовать все годы простоя.

Первоначальная стоимость строительства новой полосы в 1 млрд 629,9 млн гривен была зафиксирована в договоре от 26 декабря 2013 года с генеральным подрядчиком. По состоянию на 27 февраля 2019 года строительно-монтажные работы были выполнены на сумму 803 млн 955 тыс. гривен. Произошло это уже в период с сентября 2017-го по февраль 2019-го.

Однако летом прошлого года стоимость строительства была увеличена на 1,144 млрд гривен. Заказчик строительства – все то же ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта "Одесса"» – значительное увеличение сметы объяснил ростом стоимости трудовых и материально-технических ресурсов по объекту.

В начале 2019 года стало известно, что Государственная аудиторская служба после проведенной проверки нашла множество нарушений в ходе реализации объекта.

В отчете Госаудитслужбы, опубликованном на сайте ведомства, говорится, что работы велись по смете 2013 года, которую не пересматривали до времени проверки, средства расходуются непрозрачно, материалы и работы зачастую закупаются по завышенным ценам.

К примеру, 2 мая 2018 года генподрядчик, ООО «Спецремстрой», приобрел светосигнальное оборудование. Согласно смете, его стоимость должна была составить 73,8 млн грн, но купили оборудование за 179 млн грн.

Еще 37,1 млн грн заказчик переплатил «Спецремстрою» за демонтаж сооружений, которые располагались на месте строительства. Просто за демонтаж… Почти 40 миллионов… Сложно себе представить суммы откатов…

Сохранение сметы 2013 года на тот момент позволило обойти Закон «О публичных закупках» и вести строительство полосы без тендеров. По данным заказчика, стоимость строительства выросла до 3,6 млрд грн, что более чем в два раза превышает цифру в смете (1,68 млрд грн). При этом строительство полосы в апреле 2019-го было завершено всего наполовину.

И, самое главное, – в отчете ревизоры заявили о том, что проектные организации, заказчик (госпредприятие «Дирекция по строительству аэропорта "Одесса"») и подрядчики работ отказались сотрудничать со службой и предоставлять копии документов, тем самым нарушив закон. В результате, оценить весь масштаб допущенных злоупотреблений не представлялось возможным.

***

Нужно ли говорить, что после прихода к власти, нынешнее руководство страны решило «разобраться» с этим строительством? К началу этого года у него до этого дошли руки. Прежний директор предприятия-заказчика от греха подальше был уволен. Естественно, ведь свое дело он уже сделал, и, возможно, его просто вывели из-под дальнейшего удара.

В результате, как уже говорилось выше, в январе директором ГП «Дирекция по строительству аэропорта "Одесса"» стал экс-нардеп от БПП Сергей Кудлаенко.

О деятельности этого человека следует поговорить отдельно. Пока же просто скажем, что он в свое время хорошо «побегал» по различным политическим партиям, сумев круто пару раз подставить Арсения Яценюка, и даже потом обещал не входить ни в какую партию: «Войду ли я в «Батьківщину», определю после разговора с Арсением Яценюком, — отметил в свое время Сергей Кудлаенко. — Хочу услышать, в каком формате партия будет работать в дальнейшем, какое видение нашего сосуществования на будущее. Если не войду в «Батьківщину», то не буду входить и ни в одну другую политическую партию. Буду работать как внефракционный депутат областного совета».

Это заявление, однако, не помешало Сергею Кудлаенко потом стать членом БПП (под номером 63 от этого блока он прошел в Верховную Раду). Более того на прошлых выборах Кудлаенко снова хотел попасть в парламент по 11-му округу (Винница), ведь до роспуска ВР в прошлом году он занимал там довольно неплохое местечко, работая в аппарате Рады и имея 25 помощников.

Но не получилось у него еще раз стать нардепом, избиратели не доверили ему снова представлять их интересы в парламенте; как и не получилось у него в октябре 2019-го стать заместителем главы Винницкой ОГА.

Так что же заставляет Сергея Кудлаенко покидать, казалось бы, довольно теплое место? Ведь все прекрасно знают, что такие места люди просто так не покидают. Напрашивается вопрос: почему киевское руководство так скоропостижно, спустя всего четыре месяца после назначения, отправляет в отставку господина Кудлаенко? Может быть потому, что он здесь уже не нужен? Как говорится, «Мавр сделал свое дело…». Ведь, если человек приходит по-честному работать на такую высокую должность, он обязательно проводит аудит того, что происходило на предприятии до него. Так как ничего подобного произведено не было, можно предположить, что основной функцией Сергея Кудлаенко являлось прикрытие коррупционных действий предыдущего руководства.

И сейчас к нему возможно возникновение «неприятных» вопросов у правоохранительных органов. Вот и нужно его по-тихому «уйти»…

Конечно, учитывая тот факт, что на носу местные выборы, и подобный коррупционный скандал мог бы существенно подпортить репутацию нынешней власти, скорее всего, пока никто сор из избы выносить не будет. Но на крючке держать нужного человека полезно…

Обязательно попробуем в дальнейшем в этом разобраться.

Влад Крикливый