В библиотеке имени Франко состоялась творческая встреча в рамках культурного марафона, посвященного 125-летию со дня рождения Л. О. Утёсова.

 Гости прослушали увлекательный рассказ журналиста Александра Галяса о детстве, юности и начале творческой деятельности нашего выдающегося земляка — «Как Лазарь Вайсбейн стал Леонидом Утёсовым».

Как же еврейский мальчик Ледя Вайсбен стал знаменитым певцом Леонидом Утесовым? В Одессе по этому поводу своя легенда, как всегда, красивая и юморная:

«Однажды Ледя Вайсбейн загорал на Ланжероне в компании одесских актеров. Рядом с ним растянулся на песке артист Скавронский, его давний знакомец.

— Слушайте, Ледя, хотите заработать два рубля?

Сумма была значительной, и Ледя быстро спросил:

— Скорее скажите, как это сделать?

— Сыграйте со мной миниатюру „Разбитое зеркало“.

Ледя прекрасно знал эту нехитрую мимическую сценку. Офицерский денщик случайно разбивает большое зеркало. Входит офицер. Опасаясь наказания, денщик встает в раму и в точности повторяет все движения своего хозяина.

— Вайсбейн, — тем временем рассуждал Скавронский, — никак не хочу обидеть вашего почтенного батюшку, но для любой другой профессии — пожалуйста. Но не для артиста. Что-то в „Вайсбейне“ этакое… старческое. В пыльном сюртуке и потрескавшихся штиблетах.

Мысль закрутилась. Ледя сразу решил, что нужно придумать такую фамилию, которой ни у кого нет.

— Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев, и Горин — кого только не было в Одессе! Но кроме гор и скал должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым? Нет, в этом есть что-то кладбищенское — могильный холм. Что есть на земле еще выдающееся?», — мучительно думал Ледя, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной, — «Боже мой, утесы, есть же еще утесы! Он стал вертеть это слово и так, и этак. Утесин? Не годится, в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное. Утесов? — мелькнуло у него в голове. Да, да! Утесов! Именно Утесов!

Так по одесской легенде навсегда исчез Вайсбейн и родился Утесов. Тоже навсегда».

На самом же деле все было почти так, но не совсем. Не так шикарно, без Ланжерона и Одессы.

Юный Ледя начинал свой творческий путь семнадцатилетним мальчишкой в русско-еврейском театре Шпиглера, в Кременчуге. Именно тут он впервые вышел на сцену и отработав всего один сезон уже имел немалый успех. Именно в Кременчуге Лазарь Вайсбейн сменил имя, под которым его теперь знает весь мир — Леонид Утесов. В остальном все было также поэтично, как в одесской легенде: были скалы и утесы. И Скавронский тоже был.

Так как Кременчуг был маленьким городом, театральная труппа менялась каждый год, ведь новые лица привлекали зрителей. Так что отыграв в Кременчуге сезон, уже известный молодой артист Леонид Утесов возвращался в родную Одессу.

«Я приехал в Одессу, окунулся в аромат ее жизни — и Кременчуг стал далеким-далеким воспоминанием», — вспоминал позже Леонид в своей книге «Спасибо сердце».

Вот так еврейский мальчик Ледя Вайсбен стал любимцем публики, легендарным Леонидом Утесовым.

Источник