Название «Тираспольская площадь» впервые зафиксировано в архивных документах в 1875 году, хотя одноименная улица упоминается значительно раньше — с 1828 года. Название улицы и площади возникло в связи с тем, что они представляли собой часть Тираспольского тракта – дороги на Тирасполь.

 

По ним двигались обозы с пшеницей со стороны Тирасполя в многочисленные магазины (склады), расположенные в приморской части города. Высушенное перелопачиванием зерно со складов морем отправлялось за границу Российской империи.

По сути, и сейчас, двигаясь, с небольшими изгибами, по улицам Тираспольской, Прохоровской, Дальницкой, Дальницкому и Тираспольскому шоссе, мы повторяем тот же путь, что и путешественники 100, 200 и более лет назад. По этому же пути ехал из Одессы в Кишинев Пушкин, передает "Одесский дворик".

Таким образом, возникнув, как транспортная развязка, Тираспольская площадь все время своего существования и по сей день, является «узловой станцией» городского транспорта. Как только в Одессе в 1880 году появились изготовленные в Праге вагоны конки, площадь пересекли сразу несколько ее маршрутов, а после 1910-го года маршруты электрического трамвая.

Островок в центре Тираспольской площади занимало здание мер и весов (пробирная палата), построенное в 1824 – 1825 годах. Там почти 50 лет поверялись весы, разновесы, гири, емкости для жидких товаров.

В 1874 году, когда в город пришла днестровская вода, ветхое здание весов снесли и на его месте обустроили скверик с фонтаном, который в жаркие дни облегчал пассажирам конки ожидание транспорта. Фонтан по решению городских властей был назван именем многолетнего гласного городской думы, купца Якова Тихова, ратовавшего за строительство водопровода из Днестра. Однако, название не прижилось, но осталось на паспарту фотоателье, расположенных вокруг Тираспольской площади. Исследуя адресовки на паспарту фотографий, можно проследить историю застройки Тираспольской площади.

Владельцы некоторых фотографий в качестве ориентира сообщали в начале 1870-х годов, что находятся «На Преображенской, в доме Полетаева, против городских весов», чуть позднее — «на Преображенской улице, в доме Полетаева, против фонтана Тихова», а еще позднее — «против фонтана» или « на Нежинской угол Преображенской, рядом с фонтаном».

В 1910 году фонтан, украшавший площадь 36 лет, был снесен и на его месте Бельгийским обществом трамваев сооружен по проекту архитектора А. Минкуса, трамвайный павильон в стиле модерн, обслуживавший несколько маршрутов, начинавшихся от Тираспольской площади.

В 1970-х годах павильон оказался ненужным трамвайному движению, кроме того, он мешал движению автомобильному. Его снесли, «островок» в центре площади «ужали», чтобы расширить дорогу, а в центре соорудили некий невразумительный рекламный куб.

Собственной нумерации площадь не имела — дома, расположенные по ее периметру, относились к Тираспольской, Нежинской, Преображенской и Жуковской улицам.

С момента основания до 1928 года площадь называлась Тираспольской. В 1928 году переименована в площадь 1905 года. С 1941 года (оккупация) и позднее называется Тираспольская. С 1955 года опять переименована в площадь 1905 года. С 1990 года площадь снова называется Тираспольской.

Текст: Ева Краснова, Анатолий Дроздовский.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал heart_eyes