Как известно, проект закона «О СБУ» сейчас находится на рассмотрении в Офисе Президента. Этот закон должен дать толчок к перезапуску работы Службы. Внесенные изменения в проект Закона Украины «О Службе безопасности Украины» предусматривают следующее:

  1. СБУ будет бороться не за полномочия, а за государство, станет способной эффективно обеспечивать ее безопасность и демократические евроатлантические ценности.
  2. Следствие в СБУ станет залогом сохранения высоких профессиональных способностей узко квалифицированных следователей, а также эффективного взаимодействия между оперативными и аналитическими подразделениями для гибкого реагирования на угрозы. Функции досудебного следствия будет ограничена законодательно определенной подследственностью СБ Украины, которую в дальнейшем планируется еще существенно сократить.
  3. СБУ не будет расследовать коррупционные и экономические преступления. В случае получения информации о признаках совершения указанных правонарушений во время оперативной деятельности соответствующие материалы будут направляться в другие органы по подследственности.
  4. Расследование коррупционных и экономических преступлений, которые может выявить СБУ в ходе выполнения своих задач по обеспечению государственной безопасности, а также уголовное преследование лиц, их совершивших, осуществляется другими органами - НАБУ, ГБР, Национальной полицией и т.п. в соответствии с их компетенцией. 
  5. Кардинальное обновление задач и содержания информационно-аналитической работы. Усиление роли аналитика обеспечит актуализацию ее возможностей на основе проактивной и аналитически управляемой системы организации деятельности.
  6. Усиленно информационно-аналитическое направление деятельности СБУ, определение порядка использования полученной информации и предоставления ее соответствующим потребителям. СБУ осуществляются комплексные мероприятия по кардинальному обновлению содержания и организации информационно-аналитической деятельности в СБУ, способствующих превращению аналитического процесса в ключевой элемент в системе выявления и нейтрализации угроз государственной безопасности Украины и обеспечению руководства государства важной прогнозной информацией. 
  7. Оптимизация структурного построения и перевода документооборота и процессов принятия решений в электронную, а также внедрение аутсорсинга в отдельных сферах деятельности, что обеспечит гибкость системы управления и эффективное расходование ресурсов.

Законопроект о внесении изменений в Закон Украины "«О СБУ» является сбалансированным, комплексным и системным, так как разработан с учетом рекомендаций международных партнеров, и полностью соответствует букве и духу Закона Украины «О национальной безопасности Украины».

  1. Решение вопроса четкого разграничения компетенции СБУ с другими государственными органами. 

Подготовленный законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» разграничивает компетенцию СБУ с другими государственными органами с учетом определенных в статье 19 Закона Украины «О национальной безопасности Украины» задач.

  1. Разработаны эффективные предохранители, которые обуславливают снижение рисков политического вмешательства в деятельность СБУ. В частности, путем определения права главы СБУ назначать начальников региональных органов и начальников функциональных подразделений ЦУ, детального статуса главы СБУ (срока пребывания в должности, который не должен совпадать со сроком пребывания в должности Президента Украины; квалификационных требований к Председателю СБУ; полномочий главы СБУ и оснований для его увольнения).
  2. Впервые разработаны механизмы, которые обеспечат надежный демократический гражданский контроль и надзор за деятельностью СБУ.

В законопроекте о внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» предусмотрена правовая регламентация системы демократического гражданского контроля и надзора за деятельностью Службы безопасности Украины, в том числе с участием Комитета Верховной Рады Украины, к полномочиям которого относится обеспечение контрольных функций Верховной Рады Украины за деятельностью государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительных органов, правоохранительных органов специального назначения и разведывательных органов.

  1. Деятельность СБУ по направлению экономической безопасности переориентирована на предупреждение и локализацию действий, которые создают угрозы объектам критической инфраструктуры. 

По примеру многих европейских спецслужб СБ Украины сосредотачивает усилия на контрразведывательной и антитеррористической защите критической инфраструктуры государства. 

  1. СБУ непосредственно не противодействует экономической преступности, а участвует в формировании государственной политики в сфере экономической безопасности.
  2. Соблюдение незыблемости прав и свобод граждан, прозрачности и подотчетности - основные принципы работы обновленной спецслужбы.

Приоритетным направлением реформы является обеспечение организации работы СБУ на основе обеспечения подконтрольности и подотчетности. Однако, при этом, должен быть соблюден баланс конфиденциальности и открытости. 

Укрепление стратегического партнерства со специальными службами и международными институтами на основе взаимного доверия является приоритетом реформы СБУ.