Реформа СБУ стартовала в 2019 году с разработки нового законопроекта о Службе. Ее основная цель - закрепить новые приоритеты в работе и сделать СБУ более эффективной. Реформа предоставит спецслужбе действенные механизмы для того, чтобы лучше реагировать на новые угрозы, которые возникают в современном мире. В частности, успешно противостоять гибридной войне со стороны Российской Федерации. Об этом информирует пресс-центр ведомства 

Уже сейчас Служба динамически адаптируется к новой реальности. Мы укрепляем кадры, усиливаем ключевые направления, делаем структуру гибкой. Реформа должна завершить эти процессы и организовать работу обновленной Службы так, чтобы она была наиболее эффективной для защиты безопасности граждан и государства.

Законопроект №3196 по реформе СБУ зарегистрирован в парламенте 10 марта 2020 Его инициатором выступил Президент Украины Владимир Зеленский. Проект Закона разработали специалисты Службы, а финальную редакцию подготовила экспертная группа Офиса Президента. В ней учтены ключевые предложения международных партнеров. 19 мая 2020 Верховная Рада рассмотрела законопроект 3196 и направила его на повторное первое чтение. В процессе доработки законопроекту дополнительно изучаются предложения профильных парламентских комитетов и международной консультативной группы экспертов из ЕС, НАТО и США. По состоянию на начало июня 2020 работа над Законопроектом №3196 продолжается на базе Комитета ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.

 

В результате реформы деятельность Службы будет сосредоточена на ключевых направлениях:

контрразведывательное противодействие угрозам государственной безопасности

борьба с терроризмом 

кибербезопасность

защита государственного суверенитета и территориальной цельности

охрана государственной тайны 

Служба откажется от несвойственных ей функций. Состоится четкое разграничение компетенций с другими вопросами безопасности органами. Служба не будет заниматься борьбой с экономической преступностью, а сосредоточится на защите объектов критической инфраструктуры.

 

Разграничение функций

Сейчас довольно распространена практика, когда правоохранители привлекают сотрудников СБУ к обыскам, проведения следственных и оперативно-розыскных действий. У общества складывается ошибочное представление, что дело расследует СБУ. Например, только в течение 2019 в СБУ поступило около 7 тыс. Поручений следователей (прокуроров) от других правоохранителей. Большинство из них не относятся к компетенции Службы. 

После реформы правоохранительные органы не смогут привлекать сотрудников СБУ, если такие уголовные производства не отнесенные к подследственности спецслужбы. Это будет прямо запрещено новым законом. 

 

СБУ не будут расследовать экономические и коррупционные преступления

Это требование было одним из ключевых, которые на старте реформы озвучивали специалисты по безопасности и международные партнеры. Сейчас в СБУ преступлений по направлениям экономики и коррупции противодействуют управления «К» и подразделения «КЗЭ». 

В новой структуре Службы не предусмотрено подразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экономическими преступлениями.

Если в будущем СБУ обнаружит такие преступления в ходе своих задач, уголовные производства будут передаваться другим органам - НАБУ, ГБР, Национальной полиции в соответствии с их компетенцией.

 

Дела о национальной безопасности

Конечно, дела, касающиеся национальной безопасности, могут содержать экономические или коррупционные преступления. Но передать их в СБУ от других правоохранительных органов можно будет только в исключительных случаях. Такие исключения смогут санкционировать Генеральный прокурор или его заместитель. Это ограничит практику, которая есть сейчас, когда в СБУ бесконтрольно передают уголовные производства от других правоохранительных органов.

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ критической инфраструктуры

Контрразведывательную и антитеррористическую защиту критической инфраструктуры - практика многих европейских спецслужб. Имеется в виду не только готовность таких объектов кибератак, но и локализация других угроз - террористических, экономических и тому подобное.

 

Гарантии политической независимости

Отдельное внимание будет сосредоточено на минимизации рисков политического вмешательства в деятельность СБУ. Например, срок пребывания в должности главы СБУ за годы не совпадать со сроком пребывания в должности Президента Украины. В законопроекти четко прописаны квалификационные требования к Председателю СБУ, его полномочий и оснований для увольнения.

 

Демилитаризация и оптимизация штата

Конституция Украины определяет статус СБУ именно как военного формирования. На сегодняшний день численность Службы достигает 27 тыс. Человек. Немало наших военнослужащих участвуют в сдерживании вооруженной агрессии со стороны РФ на востоке Украины. В процессе реформы должно произойти постепенное сокращение штата до 15 тыс. Человек в мирное время. Причем оно должно проходить так, чтобы не уменьшить обороноспособность во время российской агрессии. Поэтому сокращение штата предусмотрено до 2027 года. Благодаря этому тоже не будет искусственного нагрузки на государственный бюджет из-за выплаты денежных компенсаций.

Важно, что демилитаризация не означает отказ от военной составляющей Службы - она ​​и в дальнейшем будет эффективно защищать страну, но сможет больше привлекать к сотрудничеству гражданских лиц.

Оптимальная численность личного состава и эффективная гибкая структура позволит удержать лучшие кадры, привлечь новые и обеспечить им карьерный рост. А главное - достойные условия труда и заработную плату на уровне вновь правоохранительных органов

 

Публичность и подотчетность СБУ

Новый закон усиливает демократический гражданский контроль за деятельностью СБУ со стороны парламента и общества. Это будет реализовано через создание комитета ВРУ по вопросам контроля за специальными и разведывательными органами, специальные следственные комиссии, Уполномоченного по правам человека или Счетной палате.

Декларирование имущественного состояния и доходов работников Службы по закону будет организовано совместно с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции. 

Реформа должна быть взвешенной и происходить так, чтобы не повредить обороноспособности государства. Чтобы не возникло ни одного момента, когда национальная безопасность окажется под угрозой. Мы должны учитывать и то, что против нашей страны ведется гибридная война, и новые вызовы, которые постоянно возникают в мире.

 

Ключевые изменения в работе СБУ после реформы:

усиление информационно-аналитической функции

переход от реактивного подхода к проактивной и риск-ориентированного

демилитаризация с использованием гибкой структуры

постепенное сокращение численности: с 27 тыс. до 15 тыс. человек (к 2027 году)

повышение социальной защиты сотрудников до уровня новых правоохранительных органов.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал heart_eyes