До тех пор, пока в Украине есть армия бедных, всегда найдется "маршал Гречка", который будет осуществлять подкуп избирателей. Об этом в эфире ток-шоу "15" на телеканале ZIK очень метко выразился директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, поясняя аудитории, что такое электоральная коррупция

Известно всем, что с момента обретения независимости и до сегодня каждая предвыборная гонка, не взирая на уровень – будь то выборы в Верховную Раду, или же местные выборы - в Украине сопровождается активным процессом подкупа избирателей, который реализуется в самых различных формах и проявлениях – от продуктовых подачек и до конвертов с деньгами.

При этом объектами финансово-материальных устремлений политиков прежде всего является та часть населения, которую принято называть малоимущим или попросту бедным. А количество такого населения, увы, - преимущественное большинство, что существенно повышает шансы кандидатов на победу.

Реализуемые схемы подкупа носят типовой характер, являются предельно простыми по содержанию – вот, продукты или вот, деньги - и характерны для всей страны. И Одесса при этом, конечно же, не исключение…

Есть среди "подкупателей" есть и свои лидеры, которые, к слову, "усовершенствовали" типовое содержание подкупа путем упрощения...

Одесские политические партии развернули свою предвыборную агитацию задолго до официального старта кампании, тем самым нарушив украинское законодательство.

Вся эта предвыборная мишура в виде поздравительных листовок, календарей, атласных карт и прочей рекламы, якобы, случайно начала появляться в подъездах одесситов и в коммунальных учреждениях как минимум за две недели до официального начала избирательной кампании.

Напомним, официальный старт избирательной кампании ЦИК объявила 5 сентября 2020 года. Согласно украинскому законодательству, чтобы финансировать избирательную кампанию, кандидаты должны открыть в банках счета избирательных фондов. Затем банк на следующий день уведомляет территориальную избирательную комиссию об открытом счете. Если же таких счетов нет, то возникает вопрос, за какие деньги кандидат осуществляет агитационную кампанию.

К примеру, одна из политических сил приступила к агитации примерно во второй половине августа. Наверное, каждый одессит заметил на ручке входной двери в свою квартиру пакетики с агитационной печатной продукцией, вот только никаких исходящих данных об изготовителе, заказчике и тираже нет, что является еще одним нарушением Закона Украины.

Так, согласно украинскому законодательству, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Однако и таковая информация отсутствовала.

Также зафиксированы факты, когда по домам одесситов представители одной из политических сил разносят агитационные материалы и товары от имени одного из политиков. Такие случаи фиксируются в разных районах города.

В пакетах, кроме агитации, обычно содержится дешевый антисептик, медицинская маска и какие-то таблетки вроде аскорбиновой кислоты. При этом у агитаторов есть личные данные избирателей, которым предлагают расписаться в специальном журнале.

Интересно, что в августе одной из государственных логистических структур было произведено несколько закупок медицинских масок и антисептиков почти на 10 млн. грн. Таким образом, не исключено, что избирателей пытаются подкупить за счет бюджетных денег.

Следует отметить, что на фоне начала избирательного процесса перед местными выборами, которые состоятся 25 октября, из-за подкупа избирателей Национальной полицией зарегистрировано уже 330 заявлений и сообщений, связанных с нарушением избирательного процесса.

В ЕРДР внесены сведения о 34 уголовных преступлениях, из которых 9 - по ст. 160 УКУ "Подкуп избирателя". Об этом сообщает глава НПУ Игорь Клименко.

"Другим мощным фактором для осуществления махинаций с результатами голосования является использование упрощенного механизма изменения избирательного адреса. Так, из 98 тысяч случаев изменения избирательного адреса накануне местных выборов, около 30 тысяч вызвали внимание полиции аномальным увеличением количества избирателей по отдельным адресам или на избирательных участках. Сейчас начато 10 уголовных производств по фактам соответствующих нарушений", - комментирует глава Нацполиции.

 

Итак, подытожим. Поскольку методы прямого подкупа избирателей реализовывать все сложнее, штабам партий и кандидатов потребуется незаурядная смекалка, чтобы не только проагитировать за себя, но и получить необходимые голоса в бюллетенях.

До сих пор остаются «свободными» два способа, благодаря которым штабы могут попробовать все же предложить определенное вознаграждение на выборах. Это создание так называемых «сеток» и использование благотворительных фондов. Оба способа - очень сомнительные как в направлении реализации, так и гарантированного результата. Однако больше «лазеек» для подкупа избирателей почти не остается.

В более выгодном положении будут кандидаты на местных выборах, которые обладают определенным административным или бизнес-ресурсом. Например, большим предприятием. Так, ранее некоторые кандидаты на местах осуществляли нестандартные шаги - организовывали экскурсии для детей якобы с целью просвещения по своему предприятию или заводу, а на самом деле - во время этого мероприятия раздают свою продукцию или организуют целые шоу-программы. Сейчас даже таким методам могут помешать карантинные меры, которые не позволяют массовых мероприятий.

Вообще тема агитации во время карантина требует особого внимания. Ведь даже классические методы агитации в таких условиях также находятся вне закона.

И еще. Подкуп избирателей работает в обществах с низкими стандартами жизни. Граждане разочаровываются в институтах демократии, и тогда выборы для них становятся ожиданием реализации принципа "с паршивой овцы - хоть шерсти клок".

С другой стороны, авторам различных хитростей в поиске лазеек в пренебрежении норм избирательного законодательства следует помнить и о весьма существенной угрозе - радикализации общества.

Ведь часть людей всегда будет остро реагировать на обман и несправедливость, при этом в случае пренебрежения законными правами могут прибегнуть к различным акциям протестов и движений.

И Украина, и Одесса уже проходили много таких этапов - поэтому стоит все-таки обратить внимание на усовершенствование и соблюдение избирательного законодательства в целях уберечь государство от очередных социальных потрясений.