16 декабря, Кабмин утвердил порядок обращения украинцев в скорую помощь. Теперь скорость приезда бригады "103" будет зависеть от того, с какой жалобой обратился гражданин.
В критических и экстренных ситуациях скорая должна прибыть в течение 10 и 20 минут.
А вот по другим вызовам медики имеют право не приезжать вовсе – и теперь это закреплено на документальном уровне. Описанные правила вступают в силу с 1 января 2021 года и станут продолжением медицинской реформы, которую начала Ульяна Супрун.
1. Критический вызов – прибытие скорой за 10 минут
Первый случай вызова скорой – критический. К этой категории относятся обращения, которые требуют немедленного реагирования и вмешательства, когда нужны реанимационные меры.
Состояние пациента должно сопровождаться: отсутствием дыхания,неэффективным дыханием,массивной кровопотерей. Причинами такого состояния могут быть:
все виды травм,внешние факторы, такие как удар молнией и током,интоксикация или отравление, в том числе укусами животных и насекомых. Бригада должна будет оказаться на месте с момента вызова через 10 минут.
Правда, в документе есть примечание: "допускается превышение указанного норматива, но не более чем в 25% случаев". Вероятно, таким образом власти прямым текстом пишут: к четверти людей на грани жизни и смерти скорая не успеет (и, скорее всего, не спасет их).
2. Экстренный вызов – прибытие скорой за 20 минут
К экстренным вызовам – это второй случай – относится потенциально серьезное состояние, требующее неотложной помощи или транспортировки.
Сопровождаются такие случаи: нарушением сознания,признаками кровотечения,признаками острого коронарного синдрома (инфаркт),признаками острого возможного инсульта,расстройствами дыхания. В таких случаях скорая должна прибыть не позднее, чем через 20 минут. Тут можно опоздать, но не более чем в 15% случаев.
Отметим, что в этой графе есть два серьезнейших заболевания – инфаркт и инсульт. Однако указывается, что признаки должны быть "острыми". Отсюда можно сделать вывод, что повышенное давление и терпимые боли в области сердца могут не стать основаниями для прибытия скорой через 20 минут.
3. Неэкстренные вызовы – к семейному врачу
Третий пункт – самый загадочный – неэкстренные вызовы. Власти указывают, что "к ним относятся случаи, которые не несут угрозы для жизни и здоровья пациента, но заболевший или пострадавший требует консультации медика".
В таких ситуациях диспетчер будет рекомендовать обратиться к семейному врачу, передаст туда заявку сам или в случае возможности направит бригаду скорой, которая не выполняет критические или экстренные вызовы.
Что считается неэкстренными вызовами – непонятно. Существует огромный перечень, который может или соответствовать этой категории, или же относиться к экстренным вызовам.
Среди них: высокая температура тела, недомогание у беременных, боль в желудке, почках, печени и многое другое. Во всех этих случаях человек может как дождаться приема семейного врача по декларации завтра-послезавтра, так и скончаться в ближайшее время, если не получит помощь.
Самое страшное то, что определять это будут даже не на глаз, а на слух – диспетчеры скорой.
4. Непрофильные вызовы
Четвертый пункт – непрофильные вызовы. Что это такое – не указывается. Но записано, что эти случаи касаются обращений пациентов, состояние которых не требует неотложной помощи. Это тоже будет определять диспетчер скорой. В таком случае гражданину будет предложено получить консультацию по телефону.
Когда к украинцам перестала приезжать скорая Описанные выше инновации являются продолжением медреформы, которая вводилась при Ульяне Супрун. Тогда высказывалось мнение, что украинцы привыкли вызывать скорую по поводу и без, а неотложными симптомами считать повышенную температуру. С такой аргументацией с 1 сентября 2018 года был введен протокол для диспетчеров.
Новые правила подразумевали тщательный опрос диспетчерами украинцев, которые вызывают скорую. Специалиста по телефону обязали выяснять, действительно ли гражданин нуждается в неотложной помощи или нет. Этот формат работы был взят за основу в сегодняшних нововведениях Кабмина.
Ведь именно диспетчер будет решать, кого спасать, а к кому не направлять бригаду. Сразу после введения медреформы два года назад украинцы стали массово жаловаться на отказы скорой приезжать. Объясняли им это "несерьезностью случая".
Со слов людей два конкретных примера – открытый перелом и высокая температура, которую никак не удавалось сбить. В обоих случаях речь идет о здоровье детей, но бригада к ним направлена не была. Причем, тогда отказывали в направлении скорой на основании новых протоколов, которые действовали на словах. А сегодня дело Супрун было официально продолжено на уровне правительства Украины.
Для сравнения: по словам главы МОЗ Максима Степанова, сейчас скорая опаздывает на вызовы почти в 70% случаев. После вступлениям в силу протокола о четырех случаях можно предположить, что бригады рассредоточат между критическими и экстренными.
А люди с очень плохим самочувствием, но которые прямо сейчас не умирают, останутся один на один с болезнью до приема у семейного врача.
Схожі новини